Первый поезд прошел 31 октября по новому Облученскому тоннелю, расположенному на главном ходу Транссиба в пределах Дальневосточной железной дороги. В торжественном митинге по этому поводу приняли участие начальник ДВЖД – филиала ОАО «РЖД» Михаил Заиченко, губернатор Еврейской автономной области Александр Винников, представители администраций Облученского района и города Облучье и другие официальные лица.
«За последние годы в границах Дальневосточной железной дороги построены и реконструированы Казачинские, Тарманчуканский, Лагар-Аульский, Кузнецовский тоннели. Сегодня мы стали свидетелями ввода в эксплуатацию Облученского, – сказал, выступая на митинге, начальник Дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко. – Это говорит о планомерной реализации инвестиционных программ, направленных на усиление провозных и пропускных способностей Восточного полигона, в том числе Транссибирской магистрали, ориентированной на экспортно-импортный грузопоток. В текущем году на государственном уровне принят ряд решений об инвестиционной поддержке развития инфраструктуры Транссиба для освоения перспективных объемов перевозок.
С открытием этого тоннеля завершен первый этап проекта «Реконструкция Облученского тоннеля на 8193 км участка Облучье – Известковая Дальневосточной железной дороги», реализация которого проходит в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» «Снятие инфраструктурных ограничений». На сооружение тоннеля направлено около 3 млрд рублей.
Новый Облученский тоннель возведен с применением новых технологий и с учетом особенностей местности. Ранее по аналогичной схеме были реконструированы Лагар-Аульский и Кузнецовский тоннели.
Строительство Облученского однопутного тоннеля длиной 862 метра началось осенью 2011 года. Проходка велась буровым способом. По всей длине тоннеля выполнена пленочная гидроизоляция, уложены водоотводные лотки с подогревом, обустроены подходы к тоннелю, произведен монтаж нового технологического оборудования устройств СЦБ, контактной сети.
В ближайшее время планируется начать реконструкцию старого Облученского тоннеля. Данный железнодорожный объект протяженностью 311 м эксплуатируется около 100 лет. В связи с увеличением грузооборота на Транссибе он уже не способен удовлетворить потребности магистрали в пропускной способности: скорость движения по тоннелю ограничена до 25 км/ч.
В связи с этим запланированы работы по перестройке обделки, изменению габаритного состояния, при этом из двухпутного он станет однопутным.
Полностью завершить реконструкцию старого Облученского тоннеля планируется к 2015 году. По окончании работ движение поездов будет осуществляться в западном направлении – через новый Облученский тоннель, в восточном – через реконструированный Облученский тоннель. Весь комплекс работ по данному проекту оценивается в 4,2 млрд рублей.