Открыто движение по головному участку новой федеральной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург от МКАД до примыкания на 58-м километре к существующей трассе М10 «Россия».
Участок 15–58 км является головным сегментом строящейся платной трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург» – одного из первых российских проектов в сфере строительства дорожной инфраструктуры, реализуемого в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) с использованием механизма концессии. Автомагистраль высшей категории I-А станет платной альтернативой существующей дороге М-10 «Россия».
Новая трасса обеспечит современное высокоскоростное транспортное сообщение не только между двумя крупнейшими российскими городами, но и станет частью системы международных путей сообщения. Это второй участок, введенный в эксплуатацию. Первый, протяженностью 72 километра в обход г. Вышний Волочек, был открыт 28 ноября 2014 г. в Тверской области. Ввод в эксплуатацию головного участка трассы позволяет разгрузить существующую федеральную автомобильную дорогу М-10 «Россия» и обеспечить подъезд к международному аэропорту Шереметьево, пригородным городам Москвы – Химки, Долгопрудный, Сходня, Зеленоград.
Эксплуатация будет осуществляться в тестовом режиме, начало сбора платы за проезд запланировано на 1 июля 2015 г. Проектная скорость движения на магистрали составит 150 км в час. Ориентировочная стоимость проезда по всему участку – около 300 руб.
В церемонии открытия участка приняли участие Руководитель Администрации Президента России Сергей Иванов, помощник Президента России Игорь Левитин, министр транспорта России Максим Соколов, мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев, председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах.
Одновременно запущено движение по Бусиновской транспортной развязке на МКАД и дороге от автомагистрали до развязки на Фестивальной улице.
*
Одновременное открытие головного участка трассы Москва – Санкт-Петербург и его продолжения внутри МКАД является хорошим примером сотрудничества федеральных и городских властей, считает Президент России Владимир Путин. Обращение Главы государства на церемонии открытия трассы зачитал руководитель Администрации Президента России Сергей Иванов: «Реализация этого востребованного инфраструктурного проекта стала ярким примером эффективного государственно-частного партнерства в автодорожном комплексе страны и взаимовыгодного сотрудничества с нашими французскими коллегами. Уверен, этот опыт будет востребован и в дальнейшем».
Сергей Собянин отметил, что новые объекты имеют особое значение для Москвы и Московского региона в целом. По его словам, в город заходит еще одна федеральная трасса и создается вылетная магистраль, которая внутри МКАД распределит транспортные потоки по хордовым направлениям – Северо-Восточной и Северо-Западной хордам. Именно поэтому Москва принимала самое активное участие в реализации проекта: «Действительно, миллионы москвичей, жителей Подмосковья получили современную трассу. В значительной степени решена проблема проезда до Шереметьева. Зеленоград получил альтернативную возможность проезда до Москвы. Москва и Санкт-Петербург стали намного ближе».
Для обеспечения пересадки пассажиров, прибывающих в город по новой трассе, в настоящее время создается транспортно-пересадочный узел, включающий строящуюся станцию метро «Ховрино» Замоскворецкой линии. Также ТПУ запланирован у одноименной платформы Октябрьской железной дороги.
Головной участок трассы М11 с 18-го по 58-й километр (I этап) значительно улучшит транспортные связи Москвы с аэропортом Шереметьево и Зеленоградом, а также разгрузит головной участок Ленинградского шоссе, который в настоящее время работает в режиме трехкратной перегрузки (до 130 тыс. машин в сутки вместо расчетных 40 тыс.).
Протяженность открытого участка – 43 км (от Бусиновской транспортной развязки до примыкания на 58-м километре к трассе М10 «Россия»). Количество полос движения в обе стороны: от МКАД до подъезда к Шереметьево-1 – десять; от подъезда к Шереметьево-1 до Зеленограда – восемь; от Зеленограда до примыкания к М10 – четыре. Ширина полос – 3,75 метра, ширина разделительной полосы – 3,75 метра. Сроки строительства – с 2011 по 2014 год.
Максимально разрешенная скорость движения на новой трассе – 130 км в час. Магистраль является бессветофорной и будет функционировать в режиме платной автодороги.
Скоростная автотрасса до Петербурга будет полностью открыта к чемпионату мира по футболу.
Финансирование строительства осуществлялось за счет средств федерального бюджета, собственных и заемных средств. Инвестиции в строительство первого участка скоростной платной трассы Москва – Санкт-Петербург от 15-го до 58-го километра составила 72 млрд руб., сообщил главный операционный директор группы Vinci – акционера ООО «Северо-Западная концессионная компания» – Пьер Капе: «Для осуществления проекта были привлечены четыре источника: государственная поддержка в размере 23 миллиардов рублей, инвестиции акционера в сумме 10 миллиардов рублей, банковские кредиты в размере 29 миллиардов рублей и беспрецедентный для такого проекта облигационный выпуск на сумму 10 миллиардов рублей».
Бусиновская транспортная развязка обеспечивает въезд и выезд автомобилей, следующих по трассе М11 на МКАД и в город. Она стала первым в России пятиуровневым транспортным сооружением. В развязку входят построенные магистральный участок автодороги – 1,6 км, семь эстакад общей протяженностью 4,9 км, 12 съездов дорожной части развязки более 5 км, а также реконструированный путепровод через Октябрьскую железную дорогу. Трасса уже интегрирована в Москву до Фестивальной улицы и соединена с Коровинским шоссе.
Автомобильная дорога от Бусиновской развязки до улицы Фестивальной с транспортной развязкой на улице Фестивальной обеспечит комфортный въезд и выезд в Москву автомобилей, следующих по трассе М11. Развязка на пересечении новой дороги с улицей Фестивальной позволит двигаться либо в сторону Ленинградского, либо в сторону Коровинского и Дмитровского шоссе.
Открытие дороги позволит пассажирам наземного общественного транспорта комфортно доезжать из аэропорта Шереметьево, Зеленограда и населенных пунктов Подмосковья до строящейся станции «Ховрино» Замоскворецкой линии метрополитена, а также создать транспортную связь скоростной трассы М11 Москва – Санкт-Петербург с крупнейшими строящимися магистралями города Москвы – Северо-Восточной и Северо-Западной хордами. Будет снижена нагрузка на Ленинградское шоссе и созданы дорожные связи между московскими районами Ховрино, Головинский и Западное Дегунино, которые сейчас разделены путями Октябрьской железной дороги.
Всего в составе новой дороги и развязки построено 7,8 км дорог, в том числе 19 эстакад (15 из них на развязке) общей протяженностью 4,45 км, а также проведена реконструкция 0,91 км Зеленоградской улицы.
Реконструирован существующий подземный пешеходный переход и установлено 13 остановок наземного общественного транспорта, а в подэстакадном пространстве предусмотрена парковка автомобилей на 800 машино-мест. Для обеспечения комфорта жителей в прилегающих домах установлено 11 390 шумозащитных окон, а сама дорога огорожена шумозащитными экранами общей длиной 4,9 км.
Объекты строились с 2013 по 2014 год (завершение благоустройства территории запланировано на 2015 год). При этом строительство было завершено за 18 месяцев – в два раза быстрее нормативных сроков для такого рода транспортных сооружений (40 месяцев).