Среда, 15 мая 2024

 

Заводу «Климов» – 100 лет. Ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей отмечает юбилей

20.10.2014

Заводу «Климов» – 100 лет. Ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей отмечает юбилей
Заводу «Климов» – 100 лет. Ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей отмечает юбилей
© ГК «Ростех», www.rostec.ru
 
Продукцией «Климова» оснащено более 90% вертолетного парка России, в том числе они эксплуатируются на вертолетах Президента России. Турбореактивные двигатели разработки «Климова» используются на истребителях МиГ-29 и МиГ-35. Завод входит в состав Объединенной двигателестроительной компании (ОДК), структуру Госкорпорации «Ростех».
 
В самый разгар Первой мировой войны, 20 октября 1914 г., император Николай II дал высочайшее разрешение на открытие в России завода Рено. Так началась история предприятия «Климов». Инструментальный цех разместили в Петрограде, а основной завод – в Рыбинске. Громадный и мощный – только в одном петербуржском филиале работало около 10 тыс. чел. В планах было выпускать в год порядка 1500 автомобилей, но в приоритете в те дни – поставки техники на фронт, и первый заказ – это моторы Renault 12F, которые устанавливались на автомобили и самолеты.
 
Знаменательным событием в 1916 году стали первые испытания самолета «Илья Муромец» с двигателями производства «Русское Рено».
 
В последующие годы завод выпускал и мотоциклы, и детали тракторов, и бронебойные снаряды.
 
На период Великой Отечественной войны основные мощности эвакуированы в Уфу, где в 1943 году всем авиационным двигателям, выпускаемым на заводе, начал присваиваться индекс «ВК» (Владимир Климов). В те года создается ряд мощных серийных двигателей: М-105, ВК-105ПФ, ВК-107, ВК-108, оснащенных двухскоростным воздушным нагнетателем оригинальной конструкции. Они устанавливались на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, а на знаменитых М-105 летало 90% истребителей СССР.
 
26 июня 1946 г. в рамках программы создания реактивной авиации, на заводе было основано конструкторское бюро под руководством Владимира Яковлевича Климова. Впоследствии ОКБ выделилось в самостоятельный Опытный завод №117, ныне – ОАО «Климов». Уже через год первомайский парад в Москве на Красной площади стал первым, в котором участвовали реактивные самолеты: истребители Як-15 с двигателями РД-10, разработки Климова.
 
В 1960-е годы разрабатываются и производятся жидкостные реактивные двигатели для ракетных комплексов стратегического назначения, зенитных ракет и двигатели для орбитальных самолётных комплексов в рамках программы «Спираль».
 
В это же время начинается сотрудничество с вертолетостроителями. Совместной работой с опытно-конструкторским бюро вертолетного завода имени Миля, стали двигатели ГТД-350, серийное производство которого велось до 1990 года. А так же ТВ2-117 для Ми-8.
 
И конечно, турбовальный двигатель ТВ3-117, разработанный позже – в 1972 году. Этот двигатель установлен на 95% вертолетов, спроектированных конструкторскими бюро Миля и Камова, включая вертолеты типов Ми-8/17, Ми-24/35, Ка-27/29, Ка-31 и Ка-32.
 
В 1971 году завод начинает разработку двухконтурного турбореактивного двигателя для легкого истребителя МиГ-29. Работа, требовавшая усилий нескольких отраслевых институтов и предприятий авиационной промышленности, привела к созданию одного из лучших в мире двигателей РД-33, за что разработчики были удостоены Государственной премии СССР. В 1994 году опытная модификация этого двигателя СМР-95 успешно прошла летные испытания на французских истребителях «Мираж F-1».
 
В 1990-х – начале 2000-х годов одним из направлений работы завода является создание модульных энергоустановок на базе авиационных газотурбинных двигателей собственной разработки.
 
Сегодня «Климов» занимается разработкой, производством и сервисным обслуживанием двигателей для вертолетов, а также реактивных двигателей для истребительной авиации. Располагая собственным конструкторским бюро, совершенной производственной и экспериментальной базами, компания является единственным в России разработчиком газотурбинных двигателей полного цикла: от осевой линии до сертификации. В 75 странах мира эксплуатируют технику с двигателями завода.
 
Также разрабатываются вертолетные редукторы, газотурбинные двигатели для наземных транспортных машин (в том числе танков) и силовые приводы электрических и компрессорных станций общетехнического назначения. Самыми известными разработками являются двигатели для вертолетов, истребителей «МиГ» и «Су», самолетов Ил-114, а также других летательных аппаратов. Силовые установки завода также используются для оснащения многоцелевого вертолета средней дальности Ми-38.
 
Справка. Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) – интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космических программ, установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. ОДК объединяет более 85% активов отрасли и входит в структуру Госкорпорации «Ростех».
 
 
 

Сетевое издание «Время России», электронное периодическое издание «Трудовая слава России». Объединенная редакция.

Сетевое издание «Время России» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре) 28 декабря 2012 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-52384.

Электронное периодическое издание «Трудовая слава России» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзоре) 24 января 2011 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-43651.
© Национальный центр трудовой славы, 2007–2014 гг.