Стандарты в помощь
Стандартизированная работа – это систематизированная организация эффективного производства, последовательность выполнения операции, основанная на движениях человека, обеспечивающая качество и безопасность. Особое внимание в этой работе уделяется устранению потерь в действиях сотрудников. Стандартизированная работа является инструментом совершенствования производства, позволяющим отслеживать улучшения в динамике и стимулирующим применение методов постоянного совершенствования процессов.
О том, как проводится стандартизированная работа в цехе № 48 ОАО «МСЗ» рассказывает ведущий специалист по развитию ПСР цеха Кирилл Леонов.
- В рамках проекта повышения эффективности производства проводятся стандартизированные работы. В цехе № 48 они проходят достаточно успешно. Для начала расскажите нам, что собой представляют стандартизированные работы в цехе?
- Стандартизированные работы – это, прежде всего, четкая последовательность действий для выполнения той или иной операции. Это своего рода стандарт выполнения работ. Это необходимо для того, чтобы было удобно работать, чтобы выполнять заказы в срок без потерь качества и, конечно, чтобы вновь прибывший персонал мог легко влиться в производственный процесс. Если говорить глобально, то это хронометраж времени, которое затрачивается на разные операции. Проводя стандартизированную работу, мы видим, насколько и что мы можем улучшить в своем производственном процессе для выпуска качественной продукции. Когда происходит работа по стандартизации, предложения по улучшениям являются одним из ключевых моментов для улучшения производительности и условий труда, для создания комфортных условий для обслуживающего персонала.
Стандартизированные работы включают в себя много параметров. Например, такие, как ручная и периодическая работы, которые вместе складываются в единое целое. Также мы видим загрузку каждого человека во время выполнения разных операций. Мы стараемся создать все условия, чтобы оператор выполнял все плановые задачи четко в рамках своего рабочего времени.
- Что собой представляют полезная и периодическая работы?
- Полезная работа составляет лишь некоторую часть полной работы, которую совершает человек, используя механизм. Если подразумевать под полезной работой то, что человек делает руками, то в связи со спецификой нашего производства мы не всегда можем говорить о том, что операторы загружены полезной работой на 70–80 %. При этом есть понимание, что активное наблюдение за оборудованием, которое ведет оператор, необходимо. Мы понимаем, что это полезная работа, так как оператору невозможно оставить рабочее оборудование без присмотра. К сожалению, принципы стандартизированной работы не позволяют нам включать активное наблюдение в полезную работу. По моему мнению активное наблюдение должно входить в рамки полезной работы.
Периодическая работа – работа, выполняемая не в каждом цикле, а 1 раз на несколько циклов. Взять оперативку, которая проводится в начале каждой смены, или дезактивацию оборудования, заполнение технологических паспортов – все это примеры периодической работы.
- В цехе все участки охвачены процессом стандартизации?
- Стандартизация – это процесс постоянный. Сегодня мы стандартизировали одну линию, завтра – другую, а через какое-то время опять вернулись к первой. Здесь нельзя ставить точку, потому что люди подают предложения по улучшению, их воплощают в жизнь, и мы должны вновь проводить стандартизированные работы того этапа, где было внедрено улучшение. Это надо для того, чтобы сократить перемещения персонала, синхронизировать работы по предварительной подготовке к производству, чтобы они выполнялись не в процессе операции, а до неё. Яркий пример этого – переналадка оборудования, когда мы способны подготовить инструмент не в процессе переналадки, а заранее, т.е. вынести эту операцию во внешнюю переналадку. Также мы синхронизируем работу по зачистке. Это работа ОТК приемки оборудования после проведения переналадки и завешивания проб, банок с продуктом. То есть происходит запараллеливание работ.
Что касается проводимых улучшений, то по большей части они касаются условий труда, чтобы операторам было удобно работать.
- А такие улучшения тоже влияют на стандартизацию?
- Условия труда – это один из приоритетов безопасности. Удобство работы – это один из тех показателей, к которому необходимо стремиться. Одним из главных улучшений мы считаем изменения в системе газовой очистки. Теперь все установки у нас оснащены локальной системой газоочистки. Это то улучшение, которое необходимо для соблюдения санитарно-гигиенических норм, для исключения воздействия вредных факторов на человека.
Еще в качестве примера, у нас на участке подготовки технологических добавок отсутствовал бокс рассева. Пыль при рассеве могла попадать и на оператора, и на рабочее место. В качестве улучшения условий работы на этом участке установили закрытый бокс для приготовления технологических добавок. Теперь на рабочем месте чистота.
Менее глобальные, но в то же время значимые улучшения и яркий пример этого при проведении стандартизированной работы мы посчитали, что на прессе у оператора было недостаточное освещение. Приходилось напрягать зрение для того, чтобы заполнить документацию. Эту проблему решили, сделав освещение более мощным и разместив в более удобном месте.
- Помогают ли вам проводить стандартизированные работы Ценности Росатома?
- Я всегда говорю, что на первом месте у нас стоит безопасность. Это как раз внедрения по газоочистке, по освещению и т.д. Конечно же, работа в команде – это значит, что не один человек проводит стандартизированную работу. Это работа, которая осуществляется коллективом. Взять малые группы – они стандартизируют свои рабочие места, подают предложения по улучшениям. Изнутри им видно, что нужно улучшить, чтобы процесс был безопасным и качественным. Так что все ценности ложатся в стандартизированную работу как основа.
Что касается хронометража, то мы снижаем время переналадок. Время изготовления продукции, не меняя технологию, мы снизить не можем, а вот межоперационные процессы и перемещения оптимизировать вполне возможно.
- При стандартизации работ проходит перераспределение работников на другие участки, их высвобождение. Что делается в цехе в этом направлении?
- Перебалансировка операторов с одной точки на другую – это нормальный процесс. Смысл здесь в том, что если оператор недостаточно загружен, то есть работы, которые обязательно необходимо выполнить. Проведя стандартизированные работы, мы понимаем, с каким уровнем загруженности выполняется та или иная операция. Если загруженность неполная, мы поручаем оператору несколько подобных операций, или поручаем дополнительную работу, которая, например, касается культуры производства. Мы стремимся, чтобы человек был загружен максимально полезно в течение своего рабочего времени. Конечно, мы проводим корректировку времени в связи с новыми технологиями, то время, которое в итоге высвобождается, мы стараемся направлять на то же проведение стандартизированных работ, обеспечение культуры производства, безопасности и т.д.
- Что вы планируете делать в плане стандартизации в 2015 году?
- Мы хотим стандартизировать те работы, которые не связаны с основным производством. Это упаковка, взвешивание контейнеров, подготовка тары, проб и пр.
А главное это то, что появляются новые технологии, переход с «мокрой» на «сухую» схему (т.е. без добавления пластификатора) изготовления таблеток РБМК, а это новое оборудование и другой процесс. Линию производства нужно будет стандартизировать полностью.
Процесс усовершенствования бесконечен. Если говорить о процентном соотношении, то 70-80 % работ мы уже выполнили. Для нас это была достаточно новая работа, поэтому теперь мы будем анализировать те моменты, где могли бы ошибиться, допустить какую-то неточность. Все это ляжет в план проведения стандартизированной работы на будущее.
Светлана Васильченкова
*
Порядок – основа нашей безопасности и успеха
В конце прошлого года в каждом цехе Машиностроительного завода состоялся конкурс по системе 5С производственной системы «Росатом». Цех №48 не был исключением. О том, как готовились к конкурсу, какое он имеет значение для цеха, рассказал мастер участка сборки-наладки пресс-инструмента отделения 2 цеха №48 Алексей Греков.
|
Мастер участка сборки-наладки пресс-инструмента отделения 2 цеха №48 Алексей Греков
|
По словам моего собеседника, в плане проведения конкурса не было ничего не обычного – комиссия в составе руководителей цеха и представителей ПСР проходила по отделениям и участкам. Смотрели, как оборудованы рабочие места, чистоту, работу персонала, интересовались о проведённой работе по системе 5С. После чего была подведена общая оценка проделанной работы, сделаны выводы и по итогам конкурса участок сборки-наладки пресс-инструмента отделения 2 цеха № 48 был признан победителем конкурса по системе 5С.
«Победа в конкурсе по системе 5С – это результат ежедневной работы всего коллектива участка – рассказал А. Греков. – Работа по благоустройству участка и рабочих мест началась еще в 2012 году. Провели ревизию инструмента, технологической оснастки, обсудили приёмы по эффективному обслуживанию прессов, определились что, как и когда нам необходимо сделать. Начали с наведения элементарного порядка. Провели ревизию всех шкафов, полок и боксов: убрали всё лишнее, оставили только необходимое. Разложили по своим местам и подписали все комплектующие, технологическую оснастку, используемый инструмент. Переоборудовали рабочие места, а именно место по осмотру и замеру таблеток и вместо двух боксов теперь используем один. Стало удобней работать и помимо этого освободился бокс, который мы переоснастили для хранения пресс-инструмента, используемого на прессах. В этом боксе сделали разметку по количеству прессов, которые мы обслуживаем, расставили используемый пресс-инструмент в соответствии с чертежом и принадлежностью к прессу. Дополнительно оборудованы боксы: для собранных штоков, смазки штоков, технологической оснастки и для рабочего инструмента, используемого на линии.
Проведена большая работа в инструментальной кладовой, которая относится к нашему участку. Несмотря на то, что порядок там поддерживается всегда, всё равно было над чем работать. Сначала провели ревизию всего существующего пресс-инструмента, ввели его в электронную базу. Затем подготовили и установили дополнительные стеллажи, разложили пресс-инструмент в соответствии с чертежом и заказом. Промаркировали стеллажи и полки, ввели их номера в электронную базу с привязкой к конкретному чертежу пресс-инструмента. Сейчас по номеру чертежа или размеру пресс-инструмента можно оперативно найти на каком стеллаже и полке он находится и получить информацию о его наличии.
Что касается эффективной работы по обслуживанию прессов, то было проведено ряд изменений. Это предварительная подготовка и ремонт технологической оснастки, различных комплектующих, матриц. Подобран дополнительный комплект штоков для проведения экспресс-замены пресс-инструмента. Всё это сделано для того, чтобы снизить время простоя оборудования. До этого, проводя работы по замене пресс-инструмента, мы снимали штока, отмывали их, устанавливали новый пресс-инструмент, проводили смазку штоков и роликов, после чего штока устанавливали на пресс. Сейчас организация работы другая: штоки подготавливаются непосредственно перед заменой пресс-инструмента и с уже подготовленными штоками проводим работу по замене – снимаем с пресса старые, ставим подготовленные штоки, снятые штоки отмываем и готовим к очередной замене. Время на такую замену пресс-инструмента снизилось в 2–3 раза.
Также перемены коснулись инструкций и документов, по которым мы работаем. Разработана и выпущена производственная инструкция по эксплуатации, настройке и замене пресс-инструмента прессов Courtoy, откорректированы технологические процессы операции прессования, разработан регламент по настройке системы поддержки и т.д. Изменёны бланки проведения статистического контроля сырых таблеток. При проведении статистического контроля нами использовалось два бланка: один для геометрических замеров таблеток, второй – для занесения параметров настройки прессов. Это было не совсем удобно, бланки находились в разных местах, и информация по работе прессов была разбросана. Теперь для удобства разработан бланк, в котором отражены все необходимые параметры по проведению статистического контроля, а последовательность внесения данных по настройке повторяет последовательность данных на мониторе пресса.
Если говорить о планах на будущее, то нами подано предложение по проведению замеров геометрических параметров таблетки и формированию бланка статистического контроля сырых таблеток в электронном виде с возможностью сбора данных параметров прессования по системе ССД. Это позволит нам оперативно получать информацию по настройке режимов прессования, контролировать работу прессов, проводить записи замеров геометрических параметров таблетки не в ручную, а в электронном бланке. Соответственно всю информацию можно будет получить в режиме онлайн или из архива, с возможностью доступа для технологов, мастеров и исполнителей. С группой АСУП эта работа согласована, все наши пожелания высказаны, надеюсь в ближайшем будущем её реализовать.
Хочу отметить, что при этом главными ценностями для нас были и есть безопасность, порядок и использование эффективных приёмов в работе. Когда мы начинали эту работу, ПСР на заводе только начал развиваться, еще не возникало острых вопросов по системе 5С, стандартизации и пр. Можно сказать, что тогда мы немного опередили время, ведь работа, которую мы проводили, полностью соответствовала принципам ПСР и системе 5С.
Коллектив нашего участка небольшой, слаженный, работают только опытные сотрудники, знающие оборудование и пресса. Их по праву можно считать высококвалифицированными специалистами. Каждый из них пользуется уважением, выполняет работу качественно и всегда несёт ответственность за результат своей работы. Постоянно подаются предложения по улучшениям, связанных с повышением эффективности работы как в мастерской, так и на линии. Причем, то что касается работ по наведению порядка, то это процесс бесконечный. Одно дело – навести порядок, другое – его поддерживать. Работы много, и, несмотря на то, что основным приоритетом для нас является обеспечение бесперебойной работы прессов, замена пресс-инструмента, ремонт и замена технологической оснастки, все мы стараемся поддерживать участок в чистоте.
Gобеда в конкурсе 5С была для нас неожиданной, но, в то же время, очень приятной. Конечно, работу в этом направлении наш участок проводил, проводит и будет проводить независимо от конкурса. Всем остальным участкам нашего цеха желаем, чтобы на нашем примере стремились к чистоте, порядку, освоению новых эффективных приёмов в работе , ведь всё это – основа нашей безопасности и успеха».
Светлана Васильченкова
Источник: газета «Энергия», №5. Январь 2015 г. Учредители газеты: ОАО «Машиностроительный завод»
(г. Электросталь Московской обл.) и первичная профсоюзная организация ОАО «Машиностроительный завод».
*
Справка. Открытое акционерное общество «Машиностроительный завод» (ОАО «МСЗ») – одно из крупнейших промышленных предприятий страны. ОАО «МСЗ» входит в структуру Топливной компании «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом» и является одним из ведущих мировых производителей и поставщиков ядерного топлива для атомных электростанций. Кроме того, предприятие выпускает топливо для исследовательских реакторов и реакторных установок судов морского флота.