В начале года на Машиностроительном заводе были названы работники, получившие звание «Заслуженный работник ОАО «Машиностроительный завод». Одним из них стал начальник отдела главного конструктора Петр Аксенов, которому присвоен знак 1-й степени. Сегодня мы беседуем с Петром Михайловичем, тем более это не единственный повод для встречи с ним – в середине января он отметил свое 60-летие.
- Петр Михайлович, расскажите о себе.
- Я родился и вырос в Ногинском районе. Окончив в 1972 году в поселке Черноголовка школу, я решил поступить в престижный МФТИ в Долгопрудном. Во-первых, это было интересно, во-вторых, я с юности проявлял склонность к техническим наукам. К сожалению, на вступительных экзаменах потерпел неудачу, поэтому сразу же стал выбирать другой вуз, и после разговора с родственниками определились два варианта – МЭИ или МВТУ им. Баумана. В результате выбор остановился на Московском высшем техническом училище, куда я и поступил в августе 1972 года. При выборе кафедры я тоже советовался с разными людьми, и мне запало в душу «атомное» направление. Во время обучения в институте я побывал на практике на нескольких предприятиях, атомной электростанции и укрепился во мнении, что хочу работать в атомной отрасли. А когда я узнал, что в Электростали существует предприятие этого направления, у меня возникло желание работать на Машиностроительном заводе. На распределении оказалось, что желающих работать на МСЗ четыре человека, а место - только одно. Поэтому трое выпускников кафедры Э-7 Николая Доллежаля, том числе и я, попали в филиал ВНИИНМ, который располагался на площадке Машзавода.
Так в 1978 году началась моя трудовая деятельность во ВНИИНМ. Мы занимались экспериментальными тепловыделяющими элементами, новыми конструкциями, которые зачастую изготавливались в единичном экземпляре. То есть, это была продукция не очень удобная для Машиностроительного завода, который выпускает серийные партии. Тем не менее, я оказался тесно связан со специалистами МСЗ и работал по своей специальности, полученной в вузе. Начинал я инженером, через некоторое время стал старшим инженером, затем начальником группы, а потом начальником лаборатории. В конце 80-х годов финансирование науки из бюджета постепенно стало уменьшаться, поэтому в начале 90-х годов наш филиал института по сути дела прекратил свое существование. Не стало заказов, и в конце концов было принято решение переходе людей и материальных активов в виде зданий и сооружений, оборудования на Машиностроительный завод. Таким образом, 1 февраля 1994 года я пришел на работу в отдел главного конструктора в должности инженера-конструктора 2-ой категории. В то время начальником ОГК был Владимир Цыбуля. Через некоторое время меня назначили на должность ведущего инженера-конструктора. А в 2006 году – на должность начальника ОГК, кем я и являюсь по настоящее время.
- Петр Михайлович, за это время какие работы вам наиболее запомнились и были особенно интересны?
- Могу сказать, что у нас было реально много интересных задач. С большим удовольствием могу привести пример разработки тепловыделяющей сборки для АЭС «Темелин». В 2006 году, после того как АЭС «споткнулась» на топливе американской фирмы «Вестингауз», чешская сторона объявила новый тендер, мы приняли в нем участие. Наша конструкция, так называемый уголковый вариант, победила в тендере. Чешские коллеги заключили с Россией контракт на поставку топлива новой конструкции. И перед Машиностроительным заводом в 2008-2009 гг. была поставлена задача – изготовить новое топливо. Это потребовало усилий всего завода, практически все подразделения были задействованы в его создании, отработке технологии, решении вопросов, которыми до этого мы не занимались. В итоге МСЗ успешно справился с этой задачей.
Первоначально предполагалось поставить несколько сборок, постепенно увеличивая количество загрузки, вытесняя из реакторов американское топливо, но чешская сторона приняла радикальное решение – полностью загрузить российское топливо. Завод в кратчайшие сроки изготовил не только новое топливо, но и новые контейнеры для их транспортировки. Мне посчастливилось участвовать во входном контроле первого топлива, поставленного нами на АЭС «Темелин». Меня приятно удивило бережное отношение чешских коллег: они очень аккуратно, тщательно, добросовестно подошли к этой технологической операции.
Была еще одна интересная работа по созданию топлива третьего поколения для ВВЭР-440. Мы давно изготавливаем топливо для этого реактора, уже более сорока лет. В начале 2000-х годов прошла его модернизация, и мы стали выпускать топливо второго поколения. Тогда казалось, что в этом топливе не осталось резервов для развития. Однако чуть позже российскими специалистами была придумана усовершенствованная конструкция, и мы изготовили первые образцы этих рабочих кассет тепловыделяющих сборок в количестве 12-ти штук. Сегодня оно вызывает интерес у всех потребителей топлива ВВЭР-440, потому что дает дополнительные возможности по эксплуатации, оптимизации топливного цикла и является реально перспективной конструкцией.
Очень интересная работа идет по плавучему энергоблоку. ОАО «МСЗ» уже изготовило для него активные зоны, хотя сама плавучая АЭС еще не достроена.
Из новых работ хочу отметить изготовленное в прошлом году топливо для нового реактора ВВЭР-1200 проекта «АЭС-2006». Эти базовые реакторы будут постепенно замещать эксплуатируемые сегодня энергоблоки. Машзавод уже изготовил первые тепловыделяющие сборки для Ленинградской АЭС-2 с реактором ВВЭР-1200.
Сейчас мы занимаемся экспериментальными опытными тепловыделяющими элементами для полета на Марс. Это тоже очень интересная и сточки зрения конструкции, и с точки зрения технологии и очень сложная задача, поскольку используются новые материалы, новые требования. Хочу отметить, что завод достойно решает эту проблему.
Так что впереди нас ждет много работы. И в соответствии с ценностями Росатома хочу отметить, что мы идем на шаг впереди, стремимся быть мировыми лидерами отрасли.
- Расскажите немного о коллективе отдела.
- Я работаю в ОГК уже более 20 лет. За это время я познакомился с большим количеством людей. Могу сказать, что у нас работают добросовестные, ответственные люди, которые может быть не столько заметны своими яркими победами, сколько ежедневным кропотливым трудом.
В нашем отделе разрабатываются тепловыделяющие сборки, приспособления, калибры, стенды, необходимые для изготовления в цехах продукции. Мы делаем чертежи, по которым изготавливается продукция нашего предприятия. Также в нашем отделе есть группа, которая занимается транспортно-упаковочными комплектами. Готовая продукция содержит ядерные материалы, поэтому транспортировать ее до места назначения необходимо, соблюдая определенные, в том числе, и международные требования безопасности.
В настоящее время у нас достаточно большой коллектив, почти сто человек. Трудно выделить кого-либо, потому что люди, работающие в ОГК в абсолютном большинстве добросовестные, исполнительные, трудолюбивые, готовые решать задачи даже в ущерб личным интересам, поскольку, опять же, в соответствии с ценностями Росатома, мы несем персональную ответственность за результат общего дела, принимая решения, направленные на повышение эффективности.
Часто выступая перед различными аудиториями, я рассказываю о Машиностроительном заводе, его продукции, уникальности производства. Но каждый раз я подчеркиваю, что самое главное наше богатство – наши люди, которые, работая единой командой, ежедневно, кропотливо делают свое дело, внося свою лепту в то, чем гордится Машиностроительный завод.
Людей, которые работают в отделе главного конструктора смело можно назвать патриотами, очень ответственными, делающими свое дело с полной отдачей. Поэтому, я считаю, что и у ОГК и у Машиностроительного завода хорошие перспективы.
- В отдел главного конструктора на практику, а потом и на работу приходит много студентов. Как проводится работа с дипломниками и молодыми специалистами?
- Действительно к нам каждый год приходят студенты и выпускники МВТУ им. Баумана и Ивановского ГЭУ. Конечно, молодежь разная. Есть такие, которые желают работать на Машиностроительном заводе: они стараются проявить себя во время практики, ответственно выполняют порученные задачи. В этом случае после окончания практики мы даем им рекомендации, где конкретно указываем о целесообразности принятия на работу выпускника после окончания института. Встречаются и такие, которых мы считаем нецелесообразным принимать на работу – или по квалификации, или по настрою к работе.
Тех ребят, кто приходят к нам, мы принимаем с удовольствием. Сразу же молодому специалисту назначается наставник, поскольку институт дает лишь базовые знания, а здесь идет конкретная работа, и наставник помогает освоиться, узнать тонкости и нюансы, понять процесс создания конструкторской документации, согласования… Ведь в нашей «бумажной» работе нужно соблюдать определенные правила и государственных стандартов, и технических условий, и стандартов предприятия. Эти нормативные документы созданы именно для того, чтобы соблюсти все правила и учесть все нюансы создания конструкторской документации для такого сложного изделия, как ТВС.
Надо отметить, что молодые ребята, которые к нам приходят, через короткое время становятся прекрасными специалистами. И как подтверждение этому хочу сказать, что за последнее время несколько наших молодых сотрудников становились победителями заводского конкурса «Лучший молодой специалист». Я не сомневаюсь, что они со временем вырастут в высококлассных инженеров, и перед ними будут стоять более серьезные задачи, чем на первоначальном этапе.
- В заключение нашей беседы подведите, пожалуйста, итоги за прошлый год и обозначьте ближайшие перспективы работы отдела.
- По итогам года я бы отметил очень большую работу постановки на производство новых для Машиностроительного завода видов продукции, частности, производство ПЭЛ и КРО СУЗ, перешедшее к нам от Московского завода полиметаллов. С 31 декабря 2014 года их изготовлением занимается исключительно цех № 91, освоивший не только номенклатуру МСЗ, но и новые виды продукции. Это итог работы всего коллектива нашего предприятия.
Также я бы отметил уже упомянутое топливо для реактора АЭС 2006. Задача была очень сложной, потому что такую конструкцию мы еще не изготавливали. В 2012 году была создана часть имитационной зоны, чтобы провести испытание реактора перед его загрузкой. А в прошлом году были изготовлены и упакованы первые ТВС.
Сейчас идет подготовка производства для освоения топлива ВВЭР-1000 новой конструкции ТВСА-12, которая через некоторое время станет единой унифицированной для всех типов реакторов ВВЭР-1000. Для российских потребителей такое топливо уже выпускается. Постепенно эту конструкцию мы будем распространять и для зарубежных заказчиков.
Решается вопрос об изготовлении новой партии ВВЭР-440 третьего поколения для продолжения эксплуатации, набора опыта, статистики, результатов и принятия дальнейших решений.
В настоящее время Машиностроительный завод изготавливает большое количество разнообразных конструкций ТВС для реакторов на быстрых нейтронах. Это будущее атомной энергетики. Но для того, чтобы проверить то или иное конструктивное решение необходимо изготавливать экспериментальные сборки. И разработкой документации на новые типы тепловыделяющих сборок занимается отдел главного конструктора. Не стоит забывать и о проекте «Прорыв», который закладывает основу новой энергетики.
Так что, на мой взгляд, у ОГК хорошие перспективы.
Беседовала Инга Кирьянова
Источник: газета «Энергия», №8. Март 2015 г. Учредители газеты: ОАО «Машиностроительный завод» (г. Электросталь Московской обл.) и первичная профсоюзная организация ОАО «Машиностроительный завод».
*
Справка. Открытое акционерное общество «Машиностроительный завод» (ОАО «МСЗ») – одно из крупнейших промышленных предприятий страны. ОАО «МСЗ» входит в структуру Топливной компании «ТВЭЛ» Госкорпорации «Росатом» и является одним из ведущих мировых производителей и поставщиков ядерного топлива для атомных электростанций. Кроме того, предприятие выпускает топливо для исследовательских реакторов и реакторных установок судов морского флота.