Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» были выделены необходимые средства для строительства железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) – Комсомольск-на-Амуре протяженностью 3145 км, второго пути Тайшет – Усть-Кут (Лена) – 680 км, линий Бам – Тында и Тында – Беркакит – 397 км.
БАМ стал самым масштабным инфраструктурным проектом в истории СССР.
1 июля 2014 г. в Москве прошла Международная конференция «Байкало-Амурская магистраль: геоэкономика железнодорожного транспорта и роль в развитии Сибири и Дальнего Востока», приуроченная к 40-летию начала строительства магистрали.
На конференции рассмотрен вопрос реализации масштабной программы развития Восточного полигона ОАО «РЖД».
Общая стоимость реализации проекта определена в размере 562 млрд руб., из которых 302 млрд руб. будет финансироваться за счет средств ОАО «РЖД», оставшиеся 260 млрд руб. – из средств Фонда национального благосостояния и бюджета Российской Федерации.
По приведенным на конференции оценкам, реализация проектов обеспечит заказ для отечественной промышленности в объеме порядка 200 млрд. рублей и даст возможность освоения дополнительного грузопотока в 75 млн тонн в год.
Как отметили участники конференции, сегодня наибольшие темпы роста грузовых перевозок отмечаются в направлении портов Ванино и Советская Гавань, где к 2020 году за счет активного строительства портовых мощностей ожидается дальнейшее увеличение железнодорожных перевозок не менее чем в полтора раза. В результате реализации планов по освоению месторождений полезных ископаемых в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах суммарные грузопотоки на отдельных участках БАМа увеличатся в 2020 году по сравнению с показателями 2013 года в 1,1–2,4 раза.
Помощник Президента России Игорь Левитин: «Сегодня, рассматривая вопрос развития Байкало-Амурской магистрали, мы рассматриваем не просто модернизацию железных дорог. Мы с вами понимаем, что это развитие северных территорий Российской Федерации, это выход к новым массовым месторождениям, и, конечно, мы должны рассматривать это вместе с развитием морских портов».
Министр Российской Федерации Михаил Абызов: «Решения, которые мы принимаем сегодня о реализации нового этапа расширения БАМа и Транссиба позволят решить не только транспортные, но и многие социальные вопросы: переселить людей из ветхого жилья, создать нормальные условия для жизни, инфраструктуру, создать новые производства на территории, тяготеющей к БАМу и Транссибу, а это значит создать новую экономику, более 10 тысяч рабочих мест».
Первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин: «В 1984 году, когда состоялась укладка последнего, знаменитого «Золотого звена» Байкало-Амурской магистрали, и по новой железной дороге до Комсомольска-на-Амуре пошли первые поезда, мало у кого возникали сомнения в важности и необходимости строительства БАМа. Сегодня мы видим правильность этих решений: если в 1970 году грузооборот железнодорожного транспорта на Восточном полигоне страны составлял 288 млрд. ткм, то в 1980 году – 336 млрд. ткм, а 2013 году уже 535 млрд. ткм. При этом доля Восточного полигона в общем грузообороте всех российских железных дорог за это время практически удвоилась: с 11,5% в 1970 году до 24,4% в 2013 году».
Справка. Восточный полигон сети железных дорог – это территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, обслуживаемые Дальневосточной, Забайкальской, Красноярской и Восточно-Сибирской железными дорогами. Сегодня это 21% эксплуатационной длины железных дорог Российской Федерации, 31% от общесетевого грузооборота, около 36 млн тонно-км на километр грузонапряженности сети. В 2010 году объем экспортных перевозок в Восточном направлении составил 95,6 млн тонн, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 20,7%.
8 июля 2014 г. в Тынде (Амурская обл.) открылись праздничные мероприятия, посвященные 40-летию с начала строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).
В торжественном митинге приняли участие президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, губернатор Амурской области Олег Кожемяко, губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, ветераны, строители БАМа.
По словам Владимира Якунина, сегодня уже ни у кого нет сомнений в правильности решения о строительстве Байкало-Амурской магистрали. Если в 1970 году грузооборот железнодорожного транспорта на Восточном полигоне страны составлял 288 млрд тонно-км, в 1980 году – 336 млрд тонно-км, то в 2013 году он увеличился практически в два раза и достиг 535 млрд тонно-км.
Отмечено высокое стратегическое значение Байкало-Амурской магистрали, которая предоставляет широкие возможности освоения месторождений полезных ископаемых, доставки грузов между Азией и Европой.
Олег Кожемяко: «БАМ стал делом жизни тысяч молодых людей, их энтузиазм и несгибаемая воля смогли воплотить смелые идеи в реальность. Сегодня на государственном уровне принято решение о развитии БАМа, в результате чего его пропускная способность увеличится вдвое, в Приамурье будет реализован ряд крупных инвестиционных проектов. Развитие БАМа даст мощный импульс экономике, окажет существенное влияние на развитие социальной инфраструктуры».
Вячеслав Шпорт: «Благодаря усилиям бамовцев, которые строили магистраль в течение многих лет, Амур и Байкал смогли подать друг другу руки, город Комсомольск-на-Амуре получил мост через Амур. Сегодня БАМ является надежнейшей платформой для развития экономики областей и краев, которые находятся вдоль этой железной дороги».
14 июля 2014 г. в 14:00 на Тверском бульваре Москвы откроется фотовыставка «БАМ – 40», посвященная 40-й годовщине с начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
В экспозицию вошли более 400 архивных фотографий ТАСС 1974–1984 гг. о великой стройке века. Выставка представляет собой фотоисторию Байкало-Амурской магистрали. Здесь будут представлены уникальные кадры строительства железной дороги, жизни и быта строителей, а также кадры природных ландшафтов, которые прежде никогда не публиковались в СМИ и не демонстрировались на выставках.