Владимир Гутенев. Добавленная стоимость
Созидание, как и разруха, начинается в головах
Статья для Альманаха «ВРЕМЯ РОССИИ» 2012/2013 (№1)
Катастрофы и коррупция, насилие и беззаконие, политические скандалы и гламурный глянец, физиологические потребности и дешевые зрелища, выпрямляющие мозговые извилины, навязчиво утверждаются в качестве основных действующих лиц нашей жизни.
Из сознания вымывается главное: Россия строит заводы и сеет хлеб, летает в космос и плавит металл, делает научные открытия и создает новые технологии, реализует амбициозные инфраструктурные проекты, перевооружает армию и флот.
Безусловно, налицо острые внутренние проблемы и вызовы глобальной конкуренции. Стране необходима масштабная модернизация. Тем весомее результативные шаги в экономическом и социальном развитии. Несмотря на все сложности, Россия утверждает позитивные смыслы, рождает людей дела, свершения которых должны быть предметом нашей гордости.
Настоящее издание рассказывает о знаковых событиях в трудовой жизни, о героических страницах истории и сегодняшнего дня, о тружениках и защитниках Отечества, определяющих успехи и достоинство российской нации в прошлом, настоящем и будущем. Именно эти люди, а не персонажи оглупляющих ток-шоу и сериалов являются солью российской земли.
Государству, бизнесу, обществу нужно учиться пропагандировать свои достижения. Подчеркну: не заниматься самообманом, но учиться видеть достойное, настоящее, позитивное. В современном мире такое умение является важным конкурентным преимуществом.
Без мобилизации сознания, без конструктивного мировоззренческого выбора мы не добьемся успехов в переходе к новому технологическому укладу. Успешное развитие фундаментальной и прикладной науки, подготовка инженерно-технических и квалифицированных рабочих кадров, новое качество человеческого капитала предполагает не только материальное стимулирование, но и повышение ценностного престижа института труда, профессионального успеха, широкое общественное признание трудовых свершений.
Сказанное особенно актуально для машиностроительной отрасли. Уровень развития машиностроения, оборонно-промышленного комплекса является индикатором конкурентоспособности экономики и во многом определяет ресурс национальной безопасности. Мы ощущаем дефицит информационно-просветительской поддержки, медийного внимания, справедливой оценки нашей работы.
Между тем, 2012 год ознаменовался значимыми шагами в развитии отечественного машиностроения. Безусловно, какие-то усилия находятся в плоскости догоняющего развития, но одновременно закладывается платформа для системных прорывных проектов. Люди, считающие, что Россия не выдает на гора ничего, кроме нефти и газа, заблуждаются или выдают желаемое за действительное.
В минувшем году открыт Тихвинский вагоностроительный завод (г. Тихвин, Ленинградская обл.) – один из самых масштабных объектов транс-портного машиностроения в Европе.
Группа «СВЭЛ» («Группа СвердловЭлектро») ввела новое крупное производство измерительных трансформаторов на площадке Нижне-Исетского завода металлоконструкций (г. Екатеринбург, Свердловская обл.).
Усилиями Центрального НИИ «Циклон» (г. Москва) – ведущего разработчика оптико-электронной техники – Россия вошла в элитный клуб производителей микродисплеев на органических светодиодах (OLED). Решена проблема импортозамещения.
В Воронеже, на площадке индустриального парка «Масловский», открыт завод «Сименс Трансформаторы» – первый российский завод Siemens AG, и завод «Воронежсельмаш» по производству элеваторного оборудования и зерноочистительной техники – крупнейший в области сельскохозяйственного машиностроения за последние 30 лет.
В Приморском крае введено импортозамещающее производство электротехнического оборудования Hyundai Heavy Industries. «Силовые машины» завершают строительство крупнейшего турбинного завода.
Отметим: многие масштабные проекты, что называется, не видны. Развиваясь на действующих площадках, они де-факто означают рождение новых производств.
Горьковский автомобильный завод, АвтоВАЗ, «ПСМА Рус» в Калуге, «Соллерс» во Владивостоке, «Автотор» в Калининграде, другие автопроизводители реализуют масштабные инвестиционные программы. На площадке ОАО «АвтоВАЗ» открыта производственная линия В0 мощностью до 350 тыс. автомобилей в год – первый совместный проект АвтоВАЗа и Альянса Renault-Nissan.
В 2012 году представлены современный пассажирский электровоз двойного питания ЭП20 производства «Трансмашхолдинга» и первый российский инновационный локомотив с интеллектуальным асинхронным гибридным приводом SinaraHybrid (ТЭМ9H), разработанный холдингом «Синара – Транспортные Машины» при поддержке ОАО «РЖД».
Россия наращивает экспорт вооружений. В 2012 году превышены рекордные 15 млрд долл. Вооруженные Силы получают новейшую отечественную технику. Радиолокационная станция нового поколения «Воронеж-М», стратегическая атомная подводная лодка проекта 955 «Борей» «Владимир Мономах», корабли, самолеты, машины, экипировка. Задача комплексного перевооружения армии и флота к 2020 году решается на деле.
Конструкторы Сергей Боев, Валерий Карасев, Сергей Сапрыкин удостоены Государственной премии Российской Федерации в области науки и технологий 2011 года «за разработку и создание радиолокационных станций высокой заводской готовности системы предупреждения о ракетном нападении». Поздравляем коллег.
Создан первый за последние 20 лет новый транспортный самолет «Ил-76МД-90А». Простроено первое за последние 30 лет научно-экспедиционное судно «Академик Трёшников».
Принят Федеральный закон от 16 октября 2012 г. № 174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований». Цель Фонда – содействие осуществлению научных исследований и высокотехнологичных разработок в интересах обороны страны и безопасности государства, связанных с достижением качественно новых результатов. Фонд является российским аналогом Агентства по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам (США), основанного в ответ на запуск в СССР первого искусственного спутника Земли. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» формирует важные механизмы развития ОПК.
Растет самоорганизация профессионального сообщества на платформе Союза машиностроителей России (президент – генеральный директор ГК «Ростех» Сергей Чемезов) и Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям». Союз машиностроителей России учредил первый в стране отраслевой зал трудовой славы. На площадке Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего» формируется уникальный механизм интеграции талантливой молодежи в развитие машиностроения и ОПК.
Дорогу осилит идущий. Будем работать. Будем информировать общество о наших достижениях.
ГУТЕНЕВ Владимир Владимирович – первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России, президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», д.т.н., профессор